Всем известно, какую важную роль в жизни
каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша
начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако
нельзя быть уверенным в том, что если ребенок задышал, то у него все
отлично будет с речью. Правильное физиологическое дыхание не есть
правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат
выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление
газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Что такое речевое дыхание?
Речевое дыхание – это возможность
человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять
воздух при выдохе с одновременным произнесением различных
звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку
затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться
максимального звука и плавности.
Речевое дыхание происходить произвольно
(человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически.
При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и
обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения.
Какие трудности возникают у ребенка в процессе говорения?
Как показывает наш опыт, маленькие дети в
процессе говорения зачастую начинают говорить на входе или на
остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед
произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на
овладение правильным произношением и построением плавного и слитного
речевого высказывания.
Игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания
На
начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует
использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим
видом дыхания. Сначала нужно научить малыша совершать достаточно
сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох. Приведем
несколько примеров таким игровых упражнений.
Игры-упражнения, способствующие развитию
силы и длительности выдоха: «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на
ладони), «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты), «Листья падают и
кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев
деревьев), «Цветной фонтанчик» (поддувание дождика, прикрепленного к
палочке), «Свечка» (задувание свечи), «Ветряная мельница» (вращение
ветряных игрушек), «Лети, лети, лепесток» (приведение в движение
изготовленного из цветной бумаги «цветика-семицветика») и т.д.
Игры-упражнения, направленные на
развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу:
пускание мыльных пузырей, поддувание плавающих в воде бумажных
корабликов, поддувание бумажных фигурок и др.
После подготовительного периода,
направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно
переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе
целесообразно использовать не только упражнения, направленные на
развитее правильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с
воспроизведением речевого материала. Вот несколько примеров.
• Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а), «Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.
• Многократное повторение слогов на
одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»), «Зайка прыгает»
(«Оп-оп-оп»), «Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т.д.;
• Произнесение на одном выдохе слов и
фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует
сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер.»;
• Проговаривание скороговорок и чистоговорок;
• Выразительное чтение стихотворений.
Контролируя правильность речевого
дыхания малыша, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал
слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал
задыхаться). Играйте и развивайте!
Источник - сайт "Логопатики"
Комментариев нет:
Отправить комментарий