понедельник, 28 мая 2012 г.

Как развить орфографическую зоркость


До сих пор одним из больных мест школы остаётся не достаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Одним из главных направлений в работе при обучении русскому языку является формирование прочных навыков грамотного письма.  Любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
  В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа. Над слогом и словом,  развитие фонематического слуха, умения заменять орфограммы  соответствующими буквами. Уже в начале первого класса надо  начинать работу  по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у ребёнка вырабатывается умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер(тип орфограммы) и  находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребёнка отсутствуют выше названные навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там где это необходимо, что влечёт за собой орфографические ошибки.
 Справедливо замечено педагогом-психологом Н.Ф.Талызиной, что осмысление материала вызывается его 100-200 кратным повторением. Например, чтобы ребёнок научился писать букву а  , он должен написать её 100-200 раз на протяжении какого-то периода времени. Если он сразу напишет эту букву 100-200 раз, то это не даст желаемого результата .Надо этот период растянуть на довольно длительное время, в процессе которого и формируется навык.      
    Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности :
   Письмо с проговариванием. 
   Списывание (основа проговаривания по слогам) .  Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
                                  АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ.
  1. Прочитай слово или предложение.
  2. Повтори его, не  заглядывая  в текст.
  3. Подчеркни в слове или предложении все орфограммы
  4. Прочитай предложение орфографически.
  5. Повтори предложение орфографически проговаривая все звуки.
  6. Закрой текст. Начинай писать диктуя по слогам  (орфографически) и подчеркни орфограммы.
  7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
 Комментированное письмо.  Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая  и не забегая вперёд.  Сначала  комментируют сильные учащиеся, затем постепенно включаются и все остальные.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбирается правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
Письмо под диктовку.  Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Игра "Эхо": читается слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы было  слышно. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо. 
Письмо по памяти.  Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность,
Творческие работы.  Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.
  Первоклассники ещё не владеют рациональным способом обнаружения  орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у первоклассников необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле.  Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова»  и т.д. Поэтому, когда начинается  работа  над правилом , дети выделяют существенные  отличительные признаки орфограмм и учаться находить орфограммы по данным признакам. Привожу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:
  1. Прочитай правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?
  2. Прочитай правило. Какие  согласные нужно проверять? Когда? (в каких случаях)
Следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему? Уже в первом классе учащиеся должны научится пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:
                                            АЛГОРИТМ.
  1. Определи место, где возникла орфографическая задача;
  2. Какой группе правил относится данная орфограмма;
  3. В какой части слова находится орфограмма;
  4. Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
  5. Определить в слове ударение;
  6. Определить проверяемая или не проверяемая орфограмма;
  7. Написать слово в соответствии с правилом.
Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и внимание к ним постоянно возрастало. Для этого предлагаю слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например, с использованием компьютерных технологий. Играть и скачать можно здесь Безударная гласная в корне слова
Источник - сайт учителя начальных классов Бойковой О.В. "Умничка".
      

   

Комментариев нет:

Отправить комментарий